Психологами и педагогами нашего Центра в рамках программ медицинской реабилитации оказывается психологическая помощь, включающая в себя диагностическую, психопрофилактическую, консультативную и коррекционную работу с пациентами разного возраста и разной патологией.
Форма проведения занятий:
- Индивидуальная
- Малогрупповая.
Актуальной проблемой наших неврологических пациентов являются когнитивные нарушения, при которых страдают память, внимание, мышление, речь. У детей они ведут к трудностям в обучении, отклоняющемуся поведению; а у взрослых – к психоэмоциональным нарушениям, социальной дезадаптации, снижению качества жизни. В связи с этим, одним из направлений работы психологов нашего реабилитационного центра является помощь в устранении таких нарушений.
Кабинеты психологов Центра оснащены разнообразным дидактическим материалом, база которого периодически меняется и пополняется. Включение фрагментов компьютерных развивающих игр в коррекционно-развивающий процесс значительно сокращает сроки установления доверительных отношений между пациентом и специалистом, способствует повышению интереса к проводимым занятиям.
Виды работы психолого-педагогической службы:
- диагностика,
- тренинг,
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений,
- консультирование,
- психологическое сопровождение детей с особенностями развития
На первом этапе и для наиболее эффективной работы психолога применяется Диагностика – это применение специальных психологических средств, предназначенных для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей пациентов. Любая рекомендация, консультация, совет будут возможны только при предварительном анализе личности человека в свете трудностей, которые он имеет. Каждый из применяемых способов – наблюдение, беседа с пациентом или его родителями, анкетирование, контект-анализ даёт очень ценные сведения о пациенте, его переживаниях, особых смыслах, состояниях, настроении. В своей работе мы используем диагностику когнитивной (познавательной) сферы и диагностику личности. Выбор того или иного метода диагностики определяется характером нарушения, запросами врача или самого пациента.
Диагностика познавательной сферы показывает особенности восприятия, внимания, мышления и речи. Эти данные нужны для выработки индивидуального образовательного маршрута пациента на момент реабилитации. Однако не всегда даже тщательно подобранный маршрут сможет реализоваться, если специалистом не будут учтены особенности личности пациента. И тогда необходима диагностика личностной сферы. Рассказывая о себе, человек проявляет особенности своего темперамента, обозначает потребности, раскрывает свойства характера, мотивы поведения, отношение к болезни. Это поможет специалисту найти особые подходы для оказания наиболее эффективной помощи.
Тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. Это техники, методики, игры, упражнения и правила общения, соблюдение которых позволяет человеку почувствовать себя комфортно и уверенно.
Виды проводимых тренингов:
- тренинг эмоциональной компетентности;
- коммуникативный тренинг.
В процессе тренинга пациент научится осознавать собственные эмоции, переживания и выражать их в форме поведения, адекватного ситуации; научиться управлять собственными эмоциями (освободиться от неприятных, навязчивых эмоций, вызывать в себе положительные эмоции); приобрести навыки осознания эмоций других людей и говорить о них так, чтобы не нарушить контакт. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей. На тренинге происходит обучение релаксации, на фоне которой выполняются специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений направлена на смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности, снижение агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. В результате занятий нормализуются тормозные процессы, что дает возможность человеку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева, также отмечается улучшение концентрации внимания, уменьшение эмоционального напряжения.
Консультирование – это одна из форм индивидуальных занятий. Частыми мотивами обращения к нам в центр являются: трудности в общении, стрессы, фобии, школьные и поведенческие проблемы, кризисные состояния, семейные конфликты. Консультация начинается с рассказа клиента на волнующую его тему. Когда проблема определена, с клиентом подбираются варианты решения проблемной ситуации. Итогом консультирования может явиться новый взгляд на себя, окружающий мир, приобретение опыта конструктивного общения.
Психологическое сопровождение детей с особенностями развития. Занятия преимущественно направлены на развитие ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональных реакций и общей моторики детей. Все занятия проводятся с учётом возможностей и уровня развития пациента. Специально подобранная среда кабинетов, позволяет не только улучшить и развить сенсомоторные навыки, но и существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, и создать условия для стимуляции речевой активности. В занятиях мы используем дидактический и компьютерный материал, который помогает изучить эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных представлений. Для того чтобы детям на наших занятиях было интересно мы используем методы изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, цветотерапии – эти все методики раскрывают творческий потенциал и энергетические резервы наших пациентов. Занятия проводятся в игровой форме с использованием пальчиковых игр, упражнений для глаз и психогимнастики. Большое значение мы придаём методам релаксации и активизации психической деятельности, а также развитию общей и мелкой моторики.